Важные ссылки

ИС ЖКХ-33
Портал государственных услуг Владимирской области
Официальный сайт губернатора Владимирской области С.Ю. Орловой
Департамент жилищно-коммунального хозяйства
Реформа ЖКХ
ИС "Портал подрядчиков" Владимирской области
Государственная жилищная инспекция Владимирской области
Некоммерческое партнерство саморегулируемая организация "Объединение строителей Владимирской области" (НП СРО "ОСВО")
Электронная торговая площадка «VladZakupki»

18.11.2015 «Недобросовестные подрядчики получат «черную метку»

Генеральный директор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области Светлана Горшкова: «Недобросовестные подрядчики получат «черную метку»

Фото: Владимира Чучадеева
Как идет капремонт многоквартирных домов во Владимирской области? Пожалуй, нет ни одного собственника квадратных метров в многоэтажках, кого бы этот вопрос не волновал. Сегодня гость «ВВ» - гендиректор Фонда капремонта Светлана Горшкова.

- Программа капитального ремонта многоквартирных домов действует в регионе-33 почти полтора года. Светлана Егоровна, изменилось ли к ней отношение людей?

- Программа капитального ремонта работает, и будущее у нее есть. Да, вначале негатива было много, остается скепсис и сейчас, но он уходит. У людей уже нет категоричного отрицания, они пытаются разобраться, задают вопросы по существу - что нужно делать, чтобы была польза. И по мере того, как мы набираем обороты - делаем все больше объектов, степень доверия граждан растет. Это мы видим по уровню собираемости платежей: начинали с 35%, а сейчас в среднем по области этот показатель - около 80%.

- Председатель думского Комитета по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская говорит, что граждане жалуются на качество капремонта: «Так делают, что лучше бы и не делали». А у нас с качеством ремонта все в порядке?

- Были и у нас такие случаи, но они единичны, и каждый - исправлен. Качеству работ мы уделяем самое пристальное внимание. На всех этапах капремонта идет строительный контроль. В службе заказчика (Фонде. ‑ Прим. авт.) работают квалифицированные специалисты-строители, которые осуществляют как промежуточные проверки (в том числе и по обращениям жителей), так и приемку домов после капремонта.

Мы принимаем дом только комиссионно. В работе комиссии обязательно участвуют выбранный общим собранием представитель жильцов, сотрудники управляющей компании, муниципалитета, стройконтроля и Фонда. Очень часто - и активисты общественной организации «ЖКХ-Контроль». Дом не принимается, пока акт не подпишут все члены комиссии. Последняя проверка Росфиннадзора показала, что наши специалисты прием объектов проводят качественно.

- На что чаще всего жалуются граждане?

- Бывают претензии к материалам или срокам исполнения. Выезжаем, проверяем и, если претензии обоснованы, требуем, чтобы подрядчик все переделал и соблюдал график работ. В Муроме в доме на ул. Льва Толстого именно собственники обратили внимание на проблему: при капремонте кровли произошло обрушение карниза. И хорошо, что обошлось без жертв! Но не могу сказать, что это была вина исключительно подрядчика. При обследовании дома и составлении дефектной ведомости управляющей компанией не было учтено состояние карниза. В итоге пришлось приостанавливать работу, вносить изменения в смету.

Мы приветствуем активную позицию граждан, но не всегда неспециалист может квалифицированно оценить ремонт. Иной раз и вовсе случается «затык» на ровном месте. Во Владимире, на ул. Большие Ременники, 2, шел капремонт фасада с полной заменой балконов. Все рады, все довольны, но один жилец отказался пускать подрядчика в квартиру, потому что недавно провел остекление балкона (кстати, без разрешения БТИ). И сейчас мы имеем дом с новыми балконными плитами, за исключением одной. Подрядчику мы закрываем контракт ‑ он все сделал.

- Насколько хороши наши подрядчики? При запуске программы декларировалось, что предпочтение будет отдаваться владимирским компаниям, имеющим необходимые кадры, технику, страховочный уставный капитал. Так ли это на деле?

- Сегодня у нас сформировалась определенная команда подрядчиков, которым можно доверять и хотелось бы с ними работать и дальше. Добросовестных подрядчиков больше ‑ среди них и иногородние, и местные, но есть такие «конторы», с которыми мы, надеюсь, никогда не встретимся. В городе Суздале, например, мы очень долго избавлялись от московского подрядчика, который пропал после торгов. Нам пришлось подавать на него в суд и проводить повторные торги, что, конечно, сказалось на сроках ремонта.

Однако я бы не стала делить подрядчиков на «наших» и «ненаших». В территориях, близких к Москве, у нас работают некоторые столичные компании, и к ним претензий нет. А есть и местные подрядчики, что понабрали объектов, а обязательства не исполняют. Например, в начале осени у нас торги выиграла владимирская фирма. Мы ждали от земляков качественного и быстрого ремонта. Но подрядчик сделал два дома в областном центре, а от остальных отказался без объяснений. Эти дома будут включены в краткосрочный план на 2016 год. Жители пусть не переживают: деньги на ремонт тоже передаем, если будет скачок цен ‑ увеличим финансирование. Но практика это плохая…

- Такие подрядчики будут получать от Фонда, образно выражаясь, «черную метку»?

- У нас есть постановление губернатора о порядке отбора подрядчиков - в нем все прописано. Подрядчик, с которым Фонд расторг договор или отказавшийся от работы по необъективным причинам, не сможет ближайшие два года участвовать в конкурсе.

- Выгодно ли подрядчикам сотрудничать с Фондом?

- С учетом общей экономической ситуации сотрудничество с нами ‑ это гарантия финансового благополучия организаций-партнеров. Мы обеспечиваем заказом, и при соблюдении подрядчиком условий договора, правильной и своевременной подготовке пакета отчетных документов он получит оплату уже через 5 дней после подачи заявки.

- Много ли домов из плана 2015 года пришлось переносить на следующий год?

- Порядка 10%. И необязательность подрядчиков ‑ лишь одна из причин. Основную проблему породили местные власти, распределив небольшой лимит средств муниципального образования на большое количество домов. Видимо, они работали на свой имидж, пытаясь, как в той сказке, из одной шкуры семь шапок сшить.

Еще одна причина ‑ неадекватность реалиям дефектных ведомостей. У нас много случаев, когда подрядчик, который выигрывает торги, выходит на объект и отказывается от договора, потому что понимает ‑ ему не хватит заложенных средств. Были случаи и полностью противоположные: по ведомости - требуется ремонт, а по факту - работы выполнены.

- Составление адекватных «дефектовок» - чья зона ответственности?

- Управляющих компаний ‑ они за это деньги получают - и органов местного самоуправления. Уверена, что глава администрации может лично побывать на всех объектах, включенных в краткосрочный план.

У нас очень серьезно к теме капремонта относится губернатор. Светлана Юрьевна понимает, что от реализации областной программы зависит качество жизни граждан. И у глав муниципалитетов не получится переложить решение этой задачи на замов и помов. Ежемесячно в АВО проходят совещания с участием глав муниципальных образований, и все вопросы находятся на контроле.

- Изменится ли подход к реализации областной программы в 2016 году?

- Изменится подход к формированию лимитов для МО. Краткосрочный план будет составлен с учетом фактической собираемости в конкретных территориях. Если, например, в 2014-2015 годах Киржачский и Александровский районы, в которых крайне низкая собираемость, получили большую сумму на капремонт за счет других муниципалитетов, то в 2016-м будут тратить только «свои» - в соответствии с Жилищным кодексом не менее 80% и не более 90% от фактически собранной суммы в течение года. Эта информация доведена до всех глав.

У нас уже выстроилась система работы, и в 2016 году будем совершенствоваться. В первом полугодии 2015 года на участие в программе капремонта практически не заявлялись управляющие компании. Сейчас ситуация изменилась. Помогает и созданное некоммерческое партнерство «Мой дом», в которое вошли все подрядчики. Некоммерческое партнерство, созданное по принципу СРО, - это дополнительная гарантия качества.

Возможно, уже в ближайшем будущем будет утвержден новый порядок отбора подрядчиков, разработанный Минстроем по поручению президента. В этом случае все торги будут проходить на электронной площадке. Это другой подход, и к нему должны быть готовы и строители, и Фонд.

- Как вы оцениваете деятельность Фонда с точки зрения экономической целесообразности существования организации? Выполняет ли Фонд свои функции? И выгодно ли нам, налогоплательщикам, его содержать?

- Я руковожу успешной организацией ‑ то есть свое существование Фонд, безусловно, оправдывает. У нас сейчас в штате 37 человек ‑ это меньше, чем у региональных операторов в других регионах, но с работой справляемся. Хотя дополнительные ставки, например в строительном отделе, не помешали бы. Еще раз напомню, что содержание Фонда ‑ обязанность областного бюджета, деньги собственников идут исключительно на капитальный ремонт.

Что касается вопроса о выгоде налогоплательщиков, то ответ очевиден. Большинство собственников никогда не накопили бы на капитальный ремонт своего многоквартирного дома без регионального оператора. И с этой точки зрения я назвала бы нашу областную программу более социальной, чем экономической. Она дает чувство защищенности гражданам и работу строительно-ремонтным организациям, а это и оживление рынка труда, и дополнительные поступления в бюджет за счет налогов.

0.087083101272583